Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»
Бланк акта даследвання ўмоў пражывання непаўналетняга
Рэкамендацыі да правядзення бацькоўскага сходу
Планаванне выхаваўчай работы ў класе і яе ўлік
Аператыўная інфармацыя па шостаму школьнаму дню
План-сетка для класных кіраўнікоў
Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм ПОЛОЖЕНИЯ о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
Нормативные правовые документы в сфере воспитания
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9)
- Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 годы
- Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016)
- Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день»
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р. С. 14 декабря 2017 года)
Методические рекомендации
- Планирование воспитательной работы в классе и ее учет
- Рекомендации по организации деятельности классного руководителя
- Примерная структурная модель ведения документации регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования
- Методические рекомендации: «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»
- Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования
- Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
- Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утверждены Министром образования Республики Беларусь Карпенко И. В. 14 декабря 2017 года)
- Примерное положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (приложение 4 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
- Рекомендации по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Республики Беларусь
- Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств единого урока памяти, посвященного году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
- Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий
Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности
Учебно-методическая литература
- Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи на 2020/2021 учебный год
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 200 с.
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 464 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
Статьи по теории и практике воспитания
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование
Безопасное поведение на железной дороге
Приложение № 1 О проведении информационных и классных часов
Тематика информационных часов для учащихся IX - XI классов
Приложение № 4 Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования
Приложение № 5 Перечень учебных программ факультативных занятий воспитательной направленности, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования
Приложение 6 Рекомендации. Актуальные формы и методы совершенствования профориентационной работы
Актуальные направления педагогической поддержки Белорусской республиканской пионерской организации
Организация воспитания |
---|
О проведении XVII республиканской выставки Нормативные правовые документы, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания. |
Профилактика употребления наркотических, токсических веществ, спайса |
Методические рекомендации по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса |
Профилактика суицида |
Методические рекомендации по профилактике суицида в учреждениях образования Cкачать Особенности проведения беседы с подростком при подозрении суицидального поведения Cкачать |
Деятельность классного руководителя |
Рекомендации по организации деятельности классного руководителя Cкачать |
Воспитательная работа в классе |
Планирование воспитательной работы в классе и ее учет Скачать |
Взаимодействие с семьей |
Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей Скачать |
Воспитательная работа в шестой школьный день |
Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день |
Критерии и показатели оценки поведения учащихся |
Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как «примерно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» Читать далее |
Государственная символика |
Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования Скачать |
Нарматыўныя дакументы аб арганізацыі паходаў і экскурсій
Скачать файл: Инструкция об организации походов и экскурсий с обучающимися
<article>Скачать файл: Методические рекомендации по организации туристских походов и экскурсий в период летних каникул
Скачать файл: Письмо МО РБ 08.07.2016 № 10-01-28/683 "О реализации программы туристских маршрутов"
Скачать файл: Письмо Министерства образования Республики Беларусь 17.06.2015 №10-01-28/230 "Об организации экскурсий с обучающимися"
Скачать файл: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 12 ноября 2014 г. № 1064 "Об утверждении Правил оказания туристических услуг"
Скачать файл: Письмо Министерства образования Республики Беларусь 19.11.2015 "О некоторых вопросах организации участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей"
Скачать файл: Директива №1
Скачать файл: Закон Республики Беларусь О туризме
Скачать файл: Закон Республики Беларусь О противодействии торговли людьми
Скачать файл: КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Скачать файл: Разрешение на участие в экскурсии
Скачать файл: СанПин-новая редакция
Скачать файл: Письмо Министерства образования Республики Беларусь 02.11.2015 №10-19/2455 (туристско-экскурсионные программы, разработанные "Центркурорт")
Скачать файл: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22 ноября 2014 г. № 1087 "О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров"
Скачать файл: Письмо Министерства образования Республики Беларусь 10.09.2015 №10-01-28/315 "Об использовании перечня рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов"
</article>Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.
Классному руководителю:
- Анкета для учащихся 11 классов
- Анкета для члена пионерской организации
- Диагностика отношения детей и подростков к местам отдыха и досуга
- Диагностика уровня развития классного коллектива
- Изучение отношения учащихся к учебным предметам
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью
- Анкета по организации 6-го дня недели
- Тест «Права ребенка»
Тема: «Вариативность воспитательной деятельности классного руководителя».
Цель: создание условий для повышения методической культуры классных руководителей.
Задачи:
организация информационно-методической помощи классным руководителям;
активное включение классных руководителей в творческо-педагогическую деятельность;
создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
совершенствовать методику работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в классе в свете современных технологий;
координация деятельности классных руководителей в организации работы классных коллективов;
содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по укреплению национальных и семейных традиций;
обеспечивать преемственность в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования.
Методическая копилка
Классный час «Компьютер - наш друг?». Скачать...
Информдайджест "Курить иль не курить?" Скачать...
Классный час "Ты и закон: права, обязанности, ответственность" Скачать...
Классный час по экологии «Земля - наш общий дом. Вредные отходы». Скачать...
Информационный час по профориентации "Мой профессиональный выбор. Прав ли я?" Скачать...
Классный час по профориентации "Мы выбираем, нас выбирают". Скачать...
Классный час по экологии "Земля защиты просит у людей!"». Скачать...
Внеклассное мероприятие по Году малой родины
(для использования классными руководителями) в 5-7 классах
Классный час «Родимый край мой – Беларусь!»
Заместитель директора по основной деятельности (воспитательной).
Цель: формирования гражданственности и патриотизма, национального самосознания.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся, наблюдательность;
- повысить интерес к истории Отечества;
- воспитывать чувство настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края;
Подготовительная работа:
- Подбор материала по данной тематике (подготовка карт, пословиц, стихи, презентация).
- Формирование 2 команд.
Оформление, технические средства:
- Мультимедийная презентация «2018-2020 – Год малой родины»
- Компьютер, мультимедийная установка.
- Листы бумаги, маркеры, фломастеры, клей, названия команд «Василек», «Колосок», подготовка маленьких цветочков для выставления баллов.
Участники: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель.
Форма проведения: практикум, игровая деятельность.
Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
– Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Беларусь. (Слайд) И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Родимый край мой – Беларусь!» (Слайд с темой кл. часа и эпиграфом: Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые
дорогие слова для белорусского человека (в сопровождении слайдов
ученица в нац. костюме читает стихотворение)
Яна мне дадзена адзіная
На ўсё жыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
Ў вянках лясоў і стужак рэк.
Заўсёды самая прыветная,
Як сонца, свеціцца сама,
Жыве, як мара запаветная,
І роўных ёй — нідзе няма.
Яе праменнямі сагрэтая,
Наліта сілай маладой,
Іду, нястомная, па свету я
Яе часцінкаю жывой.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю!
Ты такі ненаглядны —
Мой радзімы куточак зямлі.
Ты такі ненаглядны —
Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,
Дзе асколачкам неба
Васілёк у мірным полі цвіце
І ля кожнай хацінкі
Прыгажуня бяроза расце,
Край азёраў глыбокіх
І чаромхавых белых завей,
Ідэалаў высокіх,
Працавітых і шчырых людзей.
Тут з адкрытай душою
Запрашаюць гасцей у свой дом.
Тут накормяць, напояць,
Абагрэюць сардэчным цяплом.
- Мая Беларусь… Это зубры в Беловежской пуще. Это бобры, медведи в Березенском заповеднике. Это лоси и дикие кабаны в Налибоцкай пуще. Это вековые дубы, липы, клены, сосновые боры, березовые рощи, душистые луга… Куда бы ни поехал, везде тебя встретят неповторимые “краявиды”.
- Мой родны кут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае ўбогай,
К табе я ў думках залятаю
І там душою спачываю.
Краем красивых городов встает Беларусь перед глазами каждого, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом ее народа.
Змалку звалі цябе
Мы прыгожай Радзімаю.
Беларусь, Беларусь,
Як ты сэрцу любімая!
Беларусь, над табою
Неба з яснымі зорамі.
Паглядаеш на іх
Ты вачамі — азёрамі
Быць Беларусам —
Гэта значыць
Свайго ні гуку не забыць,
Усё чужое перайначыць,
Каб Беларусі вечнай быць!
Быць Беларусам —
Гэта значыць
За родны край згараць на дым,
Па-беларуску чуць і бачыць
На гэтым свеце і на тым.
Учитель:
- Ребята, вы разделились на две команды «Каласок» и «Василек» и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.
1 ЗАДАНИЕ
- Вам необходимо сложить из пазлов картинку - границу нашего государства. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.
2 ЗАДАНИЕ
(Уч-ся раздаются листы с нарисованной границей государства.)
- Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Белоруссии и подписать областные города нашей страны.
3 ЗАДАНИЕ
- Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь.
( слайд) – Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире.
4 ЗАДАНИЕ
Сейчас вам на слайдах будут представлены портреты великих людей, которые родились в Белоруссии и прославили нашу страну во всем мире. Ваша задача узнать этого человека и поднять карточку с его фамилией.
5 ЗАДАНИЕ
- Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют белорусами, независимо от их национальной принадлежности. В годины тяжёлых испытаний для страны белорусский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда белорусы были верны своей Родине. (Слайд)
- А какие испытания выпадали на долю нашей страны?
Ребята называют
1 Ведущий (чтец) (слайды)
Огромную цену заплатил белорусский народ за свою свабоду. Погиб каждый третий житель нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В памяьт о погибших во время войны возведены мемориалы славы, памятники, на братских могилах никогда не вянут цветы.
2 Чтец зачитывает стихотворение
Крыніца
Нам ніколі не памерці
ані ў якім горы, —
з баявой зямлі не сцерці
сінія азёры:
нашу Нарач, нашу Свіцязь,
Вечалле, Асвею...
Партызанскі край, што віцязь,
Нам здабыў надзею.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як свечкі:
Прападуць азёры ў свеце —
Застануцца рэчкі: наша Ясельда, і Шчара,
І Дняпро, і Нёман...
Беларусь — край светлых чараў —
Кожнаму знаёма.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як знічкі:
Пасля нас і нашы дзеці
Стануць ля крынічкі —
І Айчынаю прадвесняй
Будуць ганарыцца...
Беларусь — крыніца песні
І любві крыніца!
Сяргей Панізнік
Учитель
Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.
6 ЗАДАНИЕ
На листе ватмана написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.
П - пожертвование, пионер
А - авторитет
Т - терпение
Р - риск, радушие
И - искренность
О - отвага, оптимизм
Т – трудолюбие
- Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
7 ЗАДАНИЕ
- Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете фольклор наших предков.
Игра «Састаў прымаўку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).
Дарагая тая хатка, ... як з роднай крыніцы
Усякаму мілая ... мягчэй чужой пярыны
Няма смачней вадзіцы, ... як у раі
Родная зямля ... дома лепей
У сваім краі, ... свая старана
Усюды добра, а ... вуглы дапамагаюць
У сваёй хаце і ... дзе радзіла мяне матка
Чалавек без радзімы, ... чужына-мачыха
Радзіма-маці, ... сваё гняздо міла
Усякай птушцы ... што птушка без песні
Правильные варианты
- Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка.
- Усякаму мілая свая старана.
- Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы.
- Родная зямля мякчэй чужой пярыны.
- У сваім краі, як у раі.
- Усюды добра, а дома лепей.
- У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць.
- Чалавек без радзімы, што птушка без песні.
- Радзіма - маці, чужына - мачыха.
- Усякай птушцы сваё гняздо міла.
Чтец читает стихотворение
Не цалавала рук
нікому я ў жыцці,
Табе ж, мая зямля,
Я цалавала б ногі...
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: ад роду і навек.
Я зноў і зноў да сэрца прыкладаю
Твой ліст дубовы — як чароўны лек.
За хлеб, што ем, за песні, што спяваю,
За шчасце звацца іменем тваім —
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: усюды і ва ўсім!
Ніл Гілевіч
Учитель
Эти пронзительные слова - выражение любви к родному краю, отцовской земле, потому что для каждого из нас - земля самая приветливая и неповторимая. И где бы мы не очутились позже, в каких бы прекрасных странах не побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим Родимым краем Белорусью!
Подведение итогов. Награждение команд.
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому что …»
Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя.
Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).Но вот, ребята, и подошел к концу наш классный час.
И напоследок я хочу сказать
Что Родина - это вторая мать
Ее не выбирают и не губят
А просто берегут и любят.
Используемые материалы:
- Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007.
- Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. - Минск: НИО, 2007
- ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004
- Храмцова, Ф.И. Детские и молодёжные организации и объединения: Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов – организаторов. – Минск: нац. ин-т образования, 2008