В помощь классному руководителю:
Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников. ttps://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/1_Особенности_гр.-патр._воспит._млад._школьников.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Урок_здоровья.docx Урок здоровья «Как питаешься, так и улыбаешься!»
Час здоровья «Я выбираю ЗОЖ!» https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Час_здоровья_Я_выбираю_ЗОЖ.docx
Устный журнал «Влияние шума на организм человека» (https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Устный_журнал__Влияние_шума_на_организм_человека.doc
Классное собрание «Лукошко добрых дел» https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/л.собрание_Лукошко_добрых_дел_.docx
Тематическая беседа "Одежда" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Темат.беседа_Одежда._Из__истории_одежды.docx
Я, ты, он, она... https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Я_ты_он_она.doc
Мероприятие День Смеха https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/День_смеха_1.docx
Внеклассное мероприятие к 23 февраля https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr.belarus/library/Внеклассное_мероприятие_Подрастем_ребята_и_пойдем_в_солдаты_23_февраля.doc
Практикум. Действия школьников при пожаре https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr.belarus/library/Практикум._Причины_возникновения_пожара._Действия_школьников.doc
Урок мужества "Спасибо солдатам Победы, что не знаем войны" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr.belarus/library/Урок_мужества.docx
Урок здоровья. Ядовитые грибы. Ядовитые змеи https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Урок_здоровья.Ядовитые_грибы._Ядовитые_змеиdoc.doc
Классный час «Быть настоящим другом – признак высокой культуры»
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/настоящий_друг_MtFklYL.docx
Классный час Великая Отечественная война https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Классный_час.doc
Добро и зло https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/САЙТ__Внеклассное_мероприятие__Добро_и_зло.docx
Викторина «Контрольная по праву» https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Викторина.docx
Игра "Что? Где? Когда?" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Игра.doc
Беседа "Каб любіть Беларусь нашу мілую" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Беседа.docx
Викторина Знатоки дорожного движения https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Викторина_i3m7ugV.docx
Классный час "Мой выбор – здоровый образ жизни" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/Мой_выбор-здоровый_образ_жизни.doc
Сценарий спортивного мероприятия «Быстрее, выше, сильнее» https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/kr-belarus/library/----Быстрее_выше_....docx
Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
В своей мы работе используем следующие формы по гражданско-патриотическому воспитанию: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, организация праздников и другие.
Беседа – метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить; в таком случае гражданско-патриотические идеи приобретают личностный характер. Нами проводились беседы по таким темам: « Моя Родина – Республика Беларусь», «Основной закон жизни», «Мои права , мои обязанности» , « Все на земле создано трудом», «Я и моя малая Родина» и другие.
Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три функции классного часа:
Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д.
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция, по мнению Н. Е. Щурковой, — основная. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.
Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
Тематика классных часов, проводимая нами очень разнообразна: « Зямля пад белымі крыламі», “ Береги здоровье смолоду”, “ Государственные символы Республики Беларусь”, Подвиг ваш будет жить в наших сердцах”, “Как встречают Новый гол люди всех земных широт” и многие другие.
Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу. Мы проводим как тематические, так и обзорные информационные часы: «Новости страны одной строкой», « Защитники Отечества», « Я гражданин Республики Беларусь» , « И помнить страшно, и забыть нельзя», «Дети разных народов мы мечтою о мире живем», « Мир и Беларусь»и др.
Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.
Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.
В нашей школе ежегодно организовываются экскурсии и походы по родному краю. Так, учащиеся нашей школы посетили г.Шклов, , г. Рогачев, Буйничское поле и зоосад, музей хлеба в СШ №2 г. Быхова, музей боевой славы лицея №5 г. Быхова, прошли тропинками малой Родины.
Путешествие — это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.
С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия . Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта. Мы проводили со своими учениками заочные путешествия по Могилеву, по Беловежской пуще, по сказкам, по лесным озерам, в Хатынь и т.д.
Праздник — особая форма воспитательной работы, это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.
Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические. Общественные праздники формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, приобщают к участию в общественной жизни. Мы проводим все календарные праздники совместно с сельским домом культуры, участвуем в праздничных концертах и тематических вечерах, в митингах, посвященных празднику Победы. Практикуем принятие в пионеры на митингах, что способствует воспитанию ответственности….
Школьные праздники также можно отнести к общественным, но они имеют локальный характер, ограниченный стенами школы или класса. Эти праздники входят в основу школьных традиций, формируют отношение к школе, школьному и классному сообществу. Это такие праздники как Новый год, День матери, день защитника Отечества и т.д.
Народные календарные праздники, которые проходят в школе, помогают детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. Уже стало традицией проведение праздников «Калядки», «Вячорки», «Масленица» и др.
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому мы широко используем игру , воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр , которые можно использовать в процессе гражданско-патриотического воспитания: познавательные , подвижные, белорусские народные, настольные игры и другие.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В гражданско - патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: акция «Памятникам – наша забота», «Цветы ветеранам», «Полотно Победы», « Ветеран живет рядом», трудовой десант и другие.
ЛІТАРАТУРНАЯ КАМПАЗІЦЫЯ «Зямля пад белымі крыламі»
1 вядучы:
О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце божым
Гэтых светлых берагоў,
Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі,
Нівы гутаркі вядуць?..
Гэтых гмахаў безгранічных
Балатоў тваіх, азёр,
Дзе пад гоман хваль крынічных
Думкі думае прастор;
Дзе увосень плачуць лозы,
Дзе вясной лугі цвітуць,
Дзе шляхом старым бярозы
Адзначаюць гожа пуць.
( Я. Колас)
2 вядучы: Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – другое. Прыйшлі беларусы… Вельмі пану Богу яны спадабаліся. Ён і пачау іх надзяляць: “ Рэчкі вам даю поўныя, пушчы нямераныя, азёры нялічаныя. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, каб былі ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад шмат багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ нешта.
А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах – чародамі, рыбы у рэках – касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы – як чай.
Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзі вы будзеце таленавітыя, на музыку, вершы, песні здатныя. На дойлідства – таксама.
І будзеце вы жыць ды жыць…”
( Паводле Уладзіміра Караткевіча.)
1 вядучы: Беларусь… Чаму ўзнікла такая назва, дакладна невядома. Адны кажуць, што белая – ад колеру льнянога адзення і светлых валасоў жыхароў, іншыя лічаць, што белая – значыць вольная. Сапраўды, белы колер ва ўсе часы быў сімвалам свабоднага жыцця.
Твой родны край,
твая Айчына –
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла-
Бе – ла – русь.
- Як называецца дзіўна..
- Ты пра яе раскажы
Белая Русь – Радзіма
Перад табою ляжыць.
Крыкні – яна адгукнецца
Звонам гарачых кос.
Кропля з ліста сарвецца,
Ускалыхнецца плёс.
2 вядучы: Беларусь… Узняўшы белыя ветразі крылаў, ляцяць буслы. Іх многа і многа тысяч. І таму зямлю нашу, Беларусь, можна назваць зямлей пад белымі крыламі.
Інсцэніроўка “ Бусел і вучань”
Вучань: Бусел, бусел, клёка – клёка,
Дзе ты жыў?
Бусел: Я жыў далёка:
За гарамі, за лясамі,
Там, дзе Ніл, на поўдні самым.
Вучань: Што за Ніл?
Бусел: Рака такая,
Быццам мора, гаманкая.
А ў тым Ніле, хлопча мілы,
Ёсць страшыдлы кракадзілы.
Вучань: Як жа ты там, буслу, жыў?
Бусел: Я не жыў, усе тужыў,
Дзе б ні быў, дзе б ні лятаў, родны край успамінаў.
2 вядучы:
Наш родны край чароўны, як сівая легенда, светлы і юны, як першыя прамяні сонца. Гэта краіна таленавітых і працавітых людзей, продкі якіх славіліся мужнасцю, жыццёвай мудрасцю сілай духу. Беларусы больш за ўсё цэняць сваю зямлю, мову, а таксама свабоду, незалежнасць і шчырасць.
( Вучні чытаюць верш Т. Еўдакімава “ Беларусь – чароўны край”)
Беларусь – чароўны край,
Пушчы ды палеткі.
Па вясновых паплавах
Расцвітаюць кветкі.
Беларусь – гняздо буслоў,
Птушак белакрылых.
Наша родная зямля,
Наш куточак міл
Беларусь – азёрны край,
Гарады ды сёлы,
Сіні – сіні небакрай,
Вечныя дубровы.
1 вядучы: Рэспубліка Беларусь незалежная, суверэнная дзяржава. Як і ўсе незалежныя дзяржавы, Беларусь мае дзяржаўныя сімвалы – гімн, герб і сцяг.
1 вучань; Дзяржаўны сцяг Рэспублікі Беларусь уяўляе сабой прамавугольнае палотнішча, якое мае дзве гарызантальна размешчаных паласы: верхнюю – чырвонага колеру і ніжнюю – зялёнага. Каля дрэўка вертыкальна размешчаны арнамент чырвонага колеру на белым полі.
2 вучань: Чырвоны колер – знак Сонца. Ён сімвалізіруе роднасць і братэрства, барацьбу за свабоду і справядлівасць. Гэта знак перамогі і шчаслівага жыцця.
3 вучань: Зялёны колер – колер дабра і міру. Гэта колер прыроды, зялёнай расліннасці палёў, лясоў, лугоў.
4 вучань: Белы колер – колер свабоды. Таксама ён азначае гасціннасць, добразычлівасць і мудрасць жыхароў Беларусі.
Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы полосою узкой,-
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Розовы й узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно - белый возле древка!
1 вучань: Дзяржаўны герб Рэспублікі Беларусь змяшчае геаграфічны абрыс нашай краіны, накладзены на залатыя промні узыходзячага над зямным шарам сонца. Зверху знаходзіцца пяціканцовая чырвоная зорка. Герб абрамлены вянком з залатых каласоў, пераплеценых справа кветкамі канюшыны, злева – ільну. Каласы абвітыя чырвона – зялёнай стужкай, на якой унізе змешчаны надпіс золатам: “ Рэспубліка Беларусь”.
2 вучань: Зямны шар – знак таго, што Рэспубліка Беларусь – адна з дзяржаў у свеце. Яднанне Зямлі і Сонца – сімвал жыцця, вернасць традыцыям нашых продкаў, надзея сучасных людзей на росквіт Беларусі.
Излучает он чудесный свет.
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
1 вучань: Гімн – галоўная песня дзяржавы. Ён выконваецца ва ўрачыстых выпадках як знак павагі да краіны.
В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
2 вядучы: На карце Беларусь нібы кляновы лісток. Наша краіна займае тэрыторыю ў 207 тыс. км²., на ёй пражывае каля 10 мільёнаў чалавек. Сталіцай краіны з'яўляецца горад Мінск. Тэрыторыя дзяржавы падзелена на шэсць абласцей: Брэсцкую, Віцебскую, Гомельскую, Гродзенскую, Мінскую, Магілёўскую. У кожнага з беларускіх гарадоў сваё аблічча, свой характар, свая біяграфія. Усе яны маюць вядомыя гістарычныя помнікі.
Яны да спадобы мне, хай і старыя,
Не толькі ў гучанні іх добры змест.
Як многа гавораць мне назвы такія –
Мінск, Пінск, Брэст.
Калі паразважыш, няцяжка дазнацца,
Бо сведчаць на ўсю
неабсяжную шыр,
Што продкі любілі
спакойную працу –
Шклоў, Клецк, Мір.
Жыхарам амаль кожнага горада і кожнай вёскі ёсць чым ганарыцца. У Мінску вырабляюць аўтобусы, халадзільнікі, смачныя цукеркі і шмат іншага. У Жодзіна – магутныя БелАзы, у Магілёве – тканіны. У Быхаве працуе агародніна – сушыльны завод, птушкафабрыка, у нашай вёсцы – дрэваапрацоўчы цэх.
1 вядучы: Беларускі народ за доўгія гады свайго існавання стварыў шмат сімвалаў, якія штораз усплываюць перад вачыма кожнага, хто чуе словы «Беларусь», «беларусы». Гэта бусел, Белая вежа, Сафійскі сабор у Полацку і шмат іншых.
Сімвалам сучаснай Беларусі з'яўляецца Нацыянальная бібліятэка ў Мінску. Каля будынку бібліятэкі знаходзіцца помнік Францыску Скарыну. І гэта невыпадкова. Ён быў адукаваны чалавек, дзе б Скарына ні знаходзіўся, ён заўсёды помніў пра сваю Радзіму, пра свой народ, пра родную мову.
Пакуль жыве мая Айчына
І памяці не рвецца ніць,
Глядзіць на нас с табой Скарына –
Ён праз вякі на нас глядзіць.
( А. Бадак)
2 вядучы: Шмат выдатных людзей нарадзіла беларуская зямля: Ефрасіння Полацкая, Вітаўт Вялікі, Кірыла Тураўскі, Мікола Гусоўскі, Францішак Багушэвіч, Янка Купала, Якуб Колас і інш.
Адкрывала школы і вучыла,
Кнігі перапісвала штодня.
Славу здабыло па ўсёй Айчыне
Ефрасінні Полацкай імя.
І слабыя душы іскрыла,
І да бога вяло, калі
Гаварыў і пісаў Кірыла –
Златавуст беларускай зямлі.
( В. Іпатава)
… ты не памрэш,
Не змоўкнеш ты, Купала.
Радзіма ўзняла цябе, ушанавала,-
Жыві, паэзіі вясновы крыгаход.
Ты ад народа, і ты сам – народ.
( К. Буйло)
1 вядучы: Родная зямля, святая зямля дзядоў і прадзедаў, зямля Скарыны, Купалы і Коласа, зямля гераічнай славы.
Амаль 65 гадоў прайшло з таго часу, як скончылася Вялікая Айчынная вайна на беларускай зямлі. Але наш народ ушаноўвае памяць загінуўшых, бо час не ўладарны над памяццю людзей.
Чэрвень 41 – га –
Месяц апошні міру.
Чэрвень 41 – га –
Месяц першы вайны
У сабе змясціў ён усмешкі
І разам – слёзы мальбы.
2 вядучы: Ранішнюю цішыню 22 чэрвеня 1941 года разарвалі залпы тысяч гармат. Вайна абарвала мірную працу савецкіх людзей. Першы ўдар ворага прынялі на сябе пагранічнікі і воіны Брэсцкай крэпасці. Кожны дзень Вялікай Айчыннай вайны быў подзвігам на фронце і тыле ворага, праяўленнем вялікай мужнасці і стойкасці людзей, вернасці Радзіме.
1 вядучы: Звыш 25 мільенаў чалавек загінулі ў той жорсткай і бязлітаснай вайне.
Шматлікіх сваіх жыхароў недалічылася і беларуская зямля.
Зямля мая бой прымала
ад стара і да мала,
ад стогадовага Талаша
да Казея – малыша.
І падаў распасцёрты,
кожны чацвёрты.
Кожны чацвёрты быў мёртвы,
Мір і спакой ім вечны!
Кожны трэці быў змораны,
скалечаны і знявечаны.
Колькі прапала без вестак,
без пахаванняў, памінак!
А колькі потым дзетак
узарваліся на мінах.
2 вядучы: Цячэ час. Старэюць ветэраны Вялікай Айчыннай вайны. Усе менш і менш іх застаецца з намі. Але ўвесь беларускі народ помніць імены абаронцаў Радзімы, іх ратныя справы і подзвігі.
Гарматным рэхам вёсны адгулі.
Рунеюць зноў жытнёвыя палі.
Ды толькі смутак наш і дні трывог
Застылі ў абелісках ля дарог.
І кожны год нібыта ўпершыню
Прыходзім мы да Вечнага агню,
Нясём паклон, душы ўспамін –
Нам не забыць такіх хвілін.
1 вядучы: Белая Русь… Гэта назва гучыць для нас ціхім шолахам лісця ў лесе, вясёлай гаворкай крынічкі ў полі, развітальным курлыканнем журавоў высока ў небе, шумным гоманам дзятвы, блішчыць расінкай ў промнях узыходзячага сонца.
2 вядучы: Беларусь… Яна перад кожным з нас, з намі. Гэта і тая вішанька, што здзівіла хараством першага цвіцення. І рэчка, што пяшчотна лашчыць сваімі хвалямі, вабіць няспынным зіхаценнем. І лес, што сустракае дружалюбным пошумам, дорыць нам першую пралеску і першы грыбок… і бяздоннае , загадкавае неба над намі, і тая сцяжынка, па якой мы ідзём ў школу… як не любіць усё гэта – сваё, блізкае, роднае?!
Я – беларус маленькі!
Спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны,
Руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі
З блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей
Жыла мая Радзіма.
Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма.
Заключение
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.